Получено 24 августа 2005 г. Увидев заголовок нижеприведенной статьи – «”Наша страна” – а наша ли?», редакция узла «Мысли о России» была, мягко выражаясь, удивлена. Кроме всего прочего, ведущий узла МоР – многолетний подписчик Н.С. Но, вчитавшись в статью, стало ясно, что статья иеромонаха Дамаскина (Балабанова) не направлена против Н.С. Он говорит о тех, кто, несмотря но то, что твёрдое решение РПЦз(Л) во что бы то ни стало «воссоединиться» с МП давно уже принято, всё ещё или «сидят на заборе», или действиям предпочитают разговоры. Всё это, по-видимому, происходит от того, что есть достаточно людей, воспринимающих Церковь не как Тело Христово, а как политическую партию. С голосованием, интригами, управленческими «структурами» и пр. атрибутами таких организаций. Это также, по-видимому, приводит к тому, что идут поиски «епископа, способного понести знамя РПЦЗ» -- начисто упуская из вида, что истинная РПЦЗ не переставала существовать и существует в как РПЦЗ(В) – Русская Православная Церковь Заграницей под омофором Блаженнейшего Митрополита Виталия. И как раз он и невидимо несёт ДУХОВНОЕ знамя РПЦЗ последние четыре года.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------

При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА

----------------------------------------------------------------------------------------

«НАША СТРАНА» - А НАША ЛИ?

Не так давно мне довелось побывать в Южной Америке, в том числе дважды в Аргентине. Несмотря на многие её достопримечательности, главное, что по-настоящему привлекало меня в этой стране – память об Иване Солоневиче. До поездки в Южную Америку я кое-что читал из его работ. Мало читал, а хотелось прочитать все его труды. В Бразилии, в Санто-Андрэ эту возможность мне любезно предоставил П. Бибиков – русский православный человек и хозяин уникальной (антикварной) библиотеки. Поэтому, путешествуя по Аргентине, думалось больше не о заморских пейзажах, а совсем о другом. О России. Об Иване Лукьяновиче Солоневиче. О его сложном жизненном пути. О его трудах. В том числе и о последнем и возможно, любимом его детище - православно-монархической газете «Наша страна».

Терзали меня и вопросы о том, как могла так перемениться эта газета, которой мы в России так верили и так доверяли? И почему случились с нею эти отступнические метаморфозы? В истории случалось всякое. Но то в истории. А здесь всё произошло буквально на глазах. В наше время. И от тех людей, от которых никогда и казалось, никто не ожидал предательства. Предательства от многих!

Один из ответов на все эти вопросы напрашивался сам собой. Возможно, я и ошибаюсь (дай Бог, чтобы так и было!), но нас, русских, выросших в совдеповской России, русские эмигранты или их потомки – наши духовные братья, почему-то считали и считают людьми, как бы, второго сорта. Русскими, но второго сорта. То, что мы естественно заражены (в той или иной степени) совдеповским духом, отрицать не приходится. Болезнь эта в нас имеется. Да и как ей не быть, когда мы выросли в совдеповской среде и хочешь, не хочешь, а, в своё время, почерпнули из этой среды многое. Многое заразное. Почерпнули и заразились. Мы это не отрицаем и мы это хорошо видим. Стараемся очиститься от этой скверны. И как очищаемся – не нам о том судить.

Но мы родились и выросли, жили (и выжили!) и живём, всё-таки, в России. Где за годы, всё той же Совдепии, врагам русского народа не удалось в полной мере искоренить из душ наших Православную Веру. Не удалось окончательно и безповоротно выветрить из русских мозгов надежду на Царя-батюшку. Надежду на Православное Царство. И надежду на себя самих - на Русский Народ - на наше полное Покаяние и полное Прозрение. И, наконец, надежду на Понимание того, что все эти выше перечисленные надежды, как Великое Божественное Благо, не свалятся просто так нам на голову, а что за Них надо бороться и бороться!

Наши русские духовные братья за границей родились и выросли в иной социальной среде. Но была ли эта среда обитания наиболее пригодной для формирования русского православного человека -- это ещё вопрос вопросов. У меня, например, сложилось такое впечатление, что хуже такой среды и придумать трудно. Именно в ней, в относительном благополучии, произошла у наших братьев ассимиляция на духовном и (часто) физическом уровне. Исказился правильный вектор мировоззрения. Оторванность от российских национально-территориальных (духовных) корней усугубила выше перечисленные процессы. Произошло растление. И как результат – неспособность к стоянию в Истине. Неспособность к борьбе за Неё. И неспособность к правильному пониманию, анализу и осмыслению происходящих событий как внутри Церкви, так и за Её пределами.

Лишь очень немногие православные люди за границей (справедливости ради, надо отметить, что и в России тоже), смогли во время и верно сориентироваться в тех событиях, которые потрясли РПЦЗ. Откол от Церкви, почти мгновенно, расставил все точки над i. Наступило время выбора! И теперь оно уже позади. Кто остался верен Церкви, тот пошёл за Митрополитом Виталием и его Синодом. Кто изменил Ей, пошёл за архиепископом Лавром и иже с ним, в объятия МП.

Однако, в числе последних оказалась значительная группа людей, которая, следуя в Лавровском «фарватере», тем не менее, старается выдавать себя за неких рьяных противников соединения с МП. Это очень интересные люди. Их церковно-литературные инсинуации серьёзно можно рассматривать разве что только с медицинской точки зрения. Странное поведение этих людей со стороны выглядит как поведение женщины, называющей своё интересное положение одной великолепной русской фразой: «я немножко беременна».

Можно ли быть немножко беременной, или же нет – сами рассудите. Очень похоже, что для некоторых таковых людей их странная церковно-литературная позиция находится в этом самом пресловутом положении «немножкобеременности». Признавая Митрополита Виталия, они не признают Собор епископов РПЦЗ (В). Признавая архиепископа Лавра, публично критикуют его курс на соединение с МП. А есть и такие, которые уже начали искать (как в мутной воде) епископов, готовых пойти на создание новых «церквей». Парадокс следует за парадоксом!

К одной из таких групп, на мой взгляд, относятся пишущие последнее время в православно-монархической газете «Наша страна», возглавляемой Н. Л. Казанцевым.

Иван Лукьянович Солоневич, как русский православный человек, как великий мыслитель, многое в этом мире понимал правильно и до конца дней своих, как мог, боролся за Веру, Царя и Отечество. И его газета «Наша страна» долгое время была рупором этой борьбы. На её страницах печатались известные авторы. Своими блестящими публикациями они высоко подняли авторитет газеты. Подняли на уровень одного из ведущих православно-монархических изданий двадцатого века.

После церковного раскола этот уровень стал заметно понижаться. В газете начали появляться публикации раскольников. И в короткое время малочитабельность газеты стала очевидной. Никто не спорит с тем, что редакция любого печатного издания, хозяин его, вправе самостоятельно выбирать тематику и направление идейного мировоззренческого курса. Вправе печатать того или иного автора. Но это право всегда несёт с собой и ответственность (прежде всего, редакционного коллектива) за идейное, тем более, православно-монархическое направление издания.

И сегодня в «Нашей стране» публикуются интересные статьи на монархическую, патриотическую и историческую тему. Но наряду с такими статьями в газете всё чаще появляется материал совсем иного толка. Из которого видно, что редакция пытается навязать читателю свою, определённую точку зрения, например, по современной церковной тематике. Совершенно не разбираясь (боюсь написать, умышленно уводя читателя в заблуждение) в каноничности церковных юрисдикций, газета со своих страниц призывает к объединению всех кто против соединения РПЦЗ(Л) с МП. Если корабль быстрыми темпами идёт ко дну, какой толк находиться в нём, тем более ещё и кричать о чём-то на весь мир и звать ещё новых пассажиров?

Можно сколько угодно долго называть епископов РПЦЗ(Л) предателями, говорить громкие слова о спасении РПЦЗ и тому подобное. А толку-то? Газетный шум, пустой разговор за церковной оградой ни к чему хорошему и спасительному не приведёт. Для спасения необходимо, прежде всего, войти в церковную ограду, войти в Церковь! Под омофор Блаженнейшего Митрополита Виталия!

Тот факт, что Лавровское околоцерковное «корыто» полным ходом идёт ко дну – неоспорим. И вопрос о соединении с МП уже давно предрешён. Этого может не видеть только слепец. В Южной Америке представители РПЦЗ(Л) отличаются от своих собратьев в других епархиях только одним качеством -- пустыми разговорами своего мнимого несогласия к объединению. На всём этом огромном континенте нашлось лишь два человека в сане, сделавших правильный выбор -- это священник из Венесуэлы о. Александр Амилахвари и игуменья из Чили матушка Иулиания. Вот и всё. Остальные священнослужители мёртвой хваткой (как репей к собачьему хвосту) прицепились к своим кормушкам и отцепятся они от них или же нет, то мне неведомо. Если кого-то из них прихожане за глаза называют «батюшка-доллар», то сами подумайте, что для таких священников важнее – спасение, или же спокойная и сытная жизнь.

Священники в Южной Америке придумывают для себя и своей паствы различные оправдания отступления от Церкви, и редакция «Нашей страны» упорно эти оправдания копирует и даже придумывает новые. Мне неоднократно приходилось слышать, например, такие разговоры: «да, с Митрополитом Виталием поступили неправильно. И сам архиепископ Лавр и его синод захватили власть в церкви безобразным образом. И мы бы примкнули к Митрополиту Виталию, если бы…». И дальше начинается целый перечень этих «если бы…».

Есть и такие священнослужители, которые, словно сидя на двух стульях, поминают на Богослужениях и Митрополита Виталия и епископа Александра. В России есть священник, поминающий патриарха Алексия и архиепископа Лавра. Знают, что такое недопустимо! Но всё равно поминают. Как будто и правда, сошли с ума! Что-либо доказывать им – бессмысленно. Я пробовал. Ничего не получилось. Эти священнослужители, как глухим забором, обложились патриархийными печатными изданиями и, усиленно штудируя текст, по крупицам, выискивают в нём семена «истины». Семена оправдания грядущего объединения.

Больно наблюдать как «Наша страна» перерождается. Её слова всё чаще и чаще направляются против Церкви. Редакции газеты хорошо известна неканоничность так называемой РИПЦ. Но она упорно продолжает проталкивать на свои страницы идеологов лазаревского раскола мирянина Германа Иванова-Тринадцатого и «епископа» Дионисия (Алфёрова). Хитрая тактика «епископа» Дионисия видна как на ладони. Тонкая лесть в адрес редактора, лёгкая похвальба с оттенком пресмыкательства (как же, нужного человека хвалим!), угодничество. И сам редактор тут же заглатывает «крючок» и не остаётся в долгу, отвечает «епископу» примерно тем же. Воистину как в басне: «за что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку».

Вольно или невольно, но «Наша страна» стала явно картавить на все лады. Особенно когда её авторы пробуют отыскивать епископов уже сегодня готовых пойти на новые церковные расколы. А что их отыскивать! Вон, Агафангел сидит в Одессе и ждёт, когда же, наконец, наступит и его время. Заждался, поди!

Заканчивая эту статью, хочется надеяться на то, что редакция «Нашей страны» подумает над сказанным. И одумается. Дай Бог, чтобы редакция газеты, её многочисленные читатели и все остальные – заблудшие – вернулись под омофор Блаженнейшего Митрополита Виталия. Вернулись к Богу. И в Его Церковь!

О том и помолимся!

Иеромонах ДАМАСКИН (Балабанов).
23 августа 2005 г.
РОССИЯ. г. Славянск–на–Кубани.

В начало

----------------------------

Rambler's Top100  TopList