Получено 22 февраля 2005 г.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

ОПЫТ БОГОСЛОВСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ.

С острым осознанием немощи своего ума приходится в силу необходимости взяться за освещение темы, за какую не брались обладающие талантом и богатой эрудицией. Но надо сказать: на предстоящий вопрос ответить можно не с обладанием начитанности, а с наличием опыта в прохождении искушений последнего времени. К примеру, можно обратить внимание на такое явление: отпадают от истины, от Церкви люди талантливые, с огромным богословским багажом, облечённые церковной властью – архипастыри и пастыри народа Божия.

Показательным примером являются ушедшие с архиеп. Лавром (Шкурлой) в раскол для соединения с критикуемой ранее ими за предательство Московской патриархией. Что их подвигло на этот предательский шаг? Обычно указывают на их жажду обеспеченной жизни, процветания, признанности «мировым православием» и т.д. Но, надо прямо сказать: это относится больше к внешнему воздействию, к искушениям, т.е. является второстепенным. Основной же причиной является отсутствие внутреннего сдерживающего начала: знания при всей огромной богословской эрудиции мистического содержания исповедничества в годы последних искушений. Эти люди читали писание Святых Отцов, постигали их богословский и аскетический опыт, могли изливать поток цитат из их трудов на голову оппонента, но они совсем не обращали внимания на единственно необходимое в наши дни: на учение Святого Писания и Святых Отцов, предостерегающих об искушениях последних времён. Предшествующие им отцы опытно прошли и преодолели эти испытания, но они уже не смогли оставить данные опыта, кончив мученичеством.

Знал я человека, который в детстве привёл меня к вере и передал свой опыт. Он вступил на жизненный путь ещё до революции и поставил целью жизни не послужить ничем силам зла, стремящимся ввести в неверность Богу всех россиян. Из-за несогласия в вопросе веры с безбожником братом - будёновцем вынужден был оставить дом и вести бродячий образ жизни. Во время коллективизации он не вошёл ни в одно общество строителей социализма, признанного им как царство сатаны на земле. Чудом он выжил и не умер с голоду при карточной системе. В 1937 году был арестован и отправлен отбывать срок на Ангару. В 1942 году сбежал из тюремных лагерей и десять лет скрывался. Потом он вышел на свободу, но для этого пришлось юродствовать всю остальную жизнь. В 1991 году был убит злоумышленниками, влезшими через окно.

Что примечательно, этот человек был всю жизнь преследуемый, ненавидимый за веру, всегда стращаемый убийством и всегда голодный.

Но он также был всегда поддерживаемым Богом откровениями и чудесами. Краткое жизнеописание его имеется в журнале «Православная жизнь», за февраль 2002 г. «Катакомбный подвижник Яков Аркатов».

Спрашивается: за что Бог почтил его Свой милостью, даровал ему открытую поддержку, возможность видеть то, что не доступно простым смертным? Тяжёлую жизнь полную скорбей и лишений прожили миллионы. Но, однако, отмечены особой милостью были только те, которые пострадали за веру или имели подвиг верности Богу на протяжении всей жизни. Яков, будучи умнейшим и добрейшим человеком, был всю жизнь преследуемым только за то, что не хотел со всеми вместе строить царство сатаны – социализм, ни одного дня не работал в социалистических предприятиях, не входил ни в какое социалистическое общество, не имел никогда даже какую либо справку. Это был, можно сказать, вызов сатане человека, вышедшего с ним на поединок.

Чрез это можно видеть, что Бог наказывает за неверность, допустим, в Апокалипсисе «трубами» и «чашами», и сподабливает Своей особой милости за явленную устойчивость в верности Ему.

Яков Аркатов не был единственным человеком, поставившим целью своей жизни противление замыслам сатаны всех ввести в неверность Богу. Церковь, претерпевая преследование безбожных властей и их пособников в этом сергиан – священников и епископов МП, ушла в подполье – в катакомбы, поставив пред собой именно этот подвиг противления дьявольским замыслам. Но устояли ли они на этом пути? Враг хитёр и коварен. Он, если не смог некоторых из них заставить подчиниться себе, войти в соучастие в строительстве его царства, то он преуспел в другом: он отвлёк их от соучастия в строительстве царства Божия – Его Церкви. Они, постепенно лишившись в гонениях священства, не ринулись при первой же возможности на слияние с основной частью Церкви – РПЦЗ, сохранившей апостольское преемство, верность Богу и даже все православные русские традиции. Катакомбники постепенно приучились прятаться, оставили апостольскую проповедь. Противление же действительным козням дьявольским по втягиванию людей в неверность Богу они стали подменять сопротивляемостью пустому, надуманному. Но всё же мистическую суть исповедничества они постигали хотя бы в начале своего пути, когда были в действительности принуждаемы проявить неверность. Две вещи разные: гонения просто за то, что носишь имя христианин, и другое – за то, что не хочешь соучаствовать в замыслах сатанистов. Ведь сергиане – члены МП тоже подвергались притеснениям и даже гонениям в тридцатые годы, но они не были исповедниками, и особой поощрительной милости Божией не сподабливались. Среди них не было чудотворцев, разве что, если они были скрытыми антисергианами.

Итак, об отпавших от Церкви можно с уверенностью сказать, что они не были никогда исповедниками. В таком случае они оказывались и жизнелюбами и потенциально неверными, что и проявилось после в акте отпадения от Церкви.

РПЦЗ, оказавшись вне Российских пределов, не сподобилась огненных искушений и гонений, и, казалось бы, не имела возможности вырабатывать в борьбе с притеснениями устойчивость в верности Богу. Но это не совсем так. Русские православные люди имели свою тесноту в той среде обитания, соучаствовали в гонениях своей скорбью за притесняемую, утопающую в крови Церковь на Родине. Они были постоянно в режиме борьбы так же, как и подвергающиеся открытым гонениям. Теперь же, начиная с конца восьмидесятых годов, начался спад напряжённой сопротивляемости тлетворному влиянию совне, твёрдого стояния в верности Православию и в зарубежье, и внутри России. Это-то и явилось причиной новых расколов внутри страны и за рубежом.

Вот уж поистине к этому применительны слова: не мытьём, та катаньем. Сменилось по смотрению Божию положение в мире и в Церкви. Большевистский режим самоупразднился, уступив место масонской демократии с удушающей веру и нравственность экономической диктатурой «тайны беззакония». Остаётся ждать окончания процесса «отступления» и явления «человека греха», согласно предсказанию ап. Павла. Теперь вместо огненных испытаний, гонений и великих скорбей на смену явилось относительное спокойствие в мире – по видимости, но в действительности с нравственным разложением народных масс, с погоней за наживой и ростом преступности и разврата. Наш народ не успел приучить себя к стоянию в верности Богу: верные приняли мученическую кончину; остались не устоявшие в верности – все вошли в строительство царства сатаны на земле – социализм, приняли печать антихриста в первом её варианте, войдя в социалистические общества и предприятия. И вот теперь сатана низверг на новый богоизбранный народ – русский развращающую масонскую демократию, с погоней за наживой, т.н. «рыночной экономикой». Народ наш оказался не подготовленным к отражению искушений западной «культуры» и начал быстро впадать в безнравственность и в гонку за обогащением. Не устояла и церковь пред искусительным веянием нового времени: находящиеся в рассеянии искусились видимостью свободы, пришедшей на родину, забыли о предательских корнях официальной церкви в России – МП и стали склоняться к объединению с ней. Живущие же на территории Руси православные люди оказались не готовы к принятию дней благих и начали уклоняться в разные виды неправды, в расколы, обольстившись свободой-произволом. Верной Богу осталась всего лишь малочисленная РПЦЗ во главе с четвёртым Первоиерархом митрополитом Виталием. Это мизерный островок в безбрежном океане - отступническом мире.

И вот теперь можно обозреть наличествующее. Из Церкви Христовой ушли, разбежались по разным раскольничьим группировкам и сектам почти все.

Монархическое движение так же разделилось на союзы-ордена кирилловский и антикирилловский и имеет своим духовным окормителем псевдоцерковь иудинского преемства – МП, занявшую место истинной Церкви с помощью врагов Христовых -коммунистов. Под тем же омофором пребывает и всё патриотическое движение, к тому же разрозненное, разделённое на множество групп. На взгляд со стороны можно сказать, Православие обречено: « тайна беззакония» торжествует, хозяйничает на Руси, можно ожидать явления «человека греха».

Вот с этим багажом еле сохранившаяся в 2001 году Церковь выходит на арену борьбы с засильем зла и отступничества. Что ждёт впереди её и весь мир? Согласно пророчеств и предсказаний Отцов можно представить себе такую картину: вначале мы ожидаем продолжение начавшегося относительного благоденствия на Руси. Оно будет явлено в виде возвращения православной монархии, быстрого роста государственной, военной и экономической мощи. Одновременно будет рождаться у одних, очищаться и укрепляться правоверие у других. Разврат и преступность будут уменьшаться до времени их нового «возрождения». Но всё это дано всего лишь на малое время.

Возрождение лжи и зла начнётся, по данным предсказаний святых, с началом новой, похоже, мировой войны, проискливо подготовленной и развязанной сатанинскими силами, которые ап. Павел называет «тайной беззакония», некогда обагрившей свои руки кровью Христа Спасителя. Она же подготовит и устроит приход в мир в условиях общемировой разрухи, вызванной этой войной, «человека греха», псевдомессии, вместилища самого дьявола. И конец истории…

Какую же жалкую картину представляют все эти искатели «своего». Уходят в раскол, бегут в объятия сатанинской силы – МП, трижды преданной истинной Церковью проклятию (анафеме), сплетшейся некогда с богоборческим режимом и теперь способствующей тайне беззакония губить и порабощать Россию. Как же этим сановитым и всесторонне эрудированным мужам не доходит до ума, что с этой предательской силой не может быть у Церкви никакого разговора о соединении, если бы даже она притворно отказалась от своих неправд? Церковь может только принимать под своё окормление покаявшихся лиц, приходящих из этой преступной организации. Но приходящие люди не могут являться со своими лжеучениями – «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», - гласит народная мудрость. Они, естественно, должны будут выбросить вон свою сергианскую закваску и принять исповедническую направленность святой Церкви.

Кругом безумие, шкурничество и «земное притяжение». Об этих людях Спаситель сказал: «они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мр.4,12). Как же они не поймут, что если они прекратили борьбу со злом и ложью, пошли на соглашение и даже на объединение с силами зла, то уже не являются Божиими, но теми, которым сказал Христос: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8,44). Они, видимо, возмутятся, что их – православных архипастырей сравнивают с богоубийцами, но не надо забывать их деяния по отношению к митр. Виталию: это было почти повторением, хотя и не завершённого до конца, - распятия.

И вот опять надо обратить взор в сторону корня всех злых явлений, чтоб понять причину засилья зла, отпадений от Церкви: в 1922 ли году или в 1927, в тридцатые ли или в девяностые годы, и также новейшие – 2001-2002 г. Явно они, изучая богословие (если изучают), перетрясая наследие Святых отцов (если читают), что-то просмотрели самое важное, самое необходимое для нашего времени. Аскетический опыт отцов необходим всегда, на первое место в наш век выходит ещё более важное и более необходимое: это исповедничество и воинствование. Богословие и, вообще, процесс познания истины бесконечны; всегда зиждутся на основании высших истин – догматов и, в то же время, всегда пребывает в процессе развития, углубления. Великое множество вопросов относительно путей спасения, выживания Церкви в этом безбрежном океане зла, её конечных судеб остаются пока без ответа. Особенное место, можно сказать, занимает в ряду этих вопросов осмысление причин попущения в мир торжества лжи и зла. Ещё не получено исчерпывающего ответа на вопросы: почему и для чего Бог попустил пасть первым людям Адаму и Еве до их размножения, после повеления: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»(Быт.1,28). Бог мог бы не допустить змия-сатану искусить их до того, как они размножились бы и наполнили землю, и тогда при вхождении в мир зла, дьявольской революции произошло бы разделение на верных Богу и отступников. Произошли бы две цивилизации: святая и злая. В таком случае не пришлось бы Богу воплощаться, совершать искупительный подвиг, умирать и воскресать. Ведь не могло же твориться человечество ради того, чтоб воплотиться и принять крестную смерть Богу? И сам искупительный подвиг явно имеет целью не только явить пример жертвенной любви и плату кровью Богу Отцу за содеянное человечеством, но есть ещё недоведомые причины.

По сей день не разумели люди по какой причине Бог попустил врагам Христовым захватить власть в России, потопить её в крови и увести в погибельное неверие сотни миллионов россиян, прежде бывших православными. Говорить одно такое: за грехи отцов наших – ответ ханжей. Ведь Россия была не хуже Америки, Франции и Китая.

Еще более не понятна причина попущения Божия, воцариться антихристу и чрез соединение с ним - сатане. Ведь это предсказывалось ещё две с половиной тысячи лет назад проком Даниилом, а потом Самим Христом, ап. Иоанном Богословом, ап. Павлом и др. Бог мог бы за это время промыслительно изменить ход истории, чтоб миновала человечество погибель. Следовательно, это происходит не спонтанно, но по попущению Божьему, коль заранее это известно.

Невольно приходится констатировать факт: отпадают от Церкви большей частью потому, что не интересовались ответом на эти вопросы, не изучали те места Священного Писания и трудов святых Отцов, где приводятся пророчества и предсказания о последних днях, где раскрываются тайны бытия мира и смотрений Божиих о нём. Вместо того, чтоб познавать истину для своего спасения, все ищут исполнения шкурных интересов, своих «правд» и изощряются в доискивании «грехов» Святой Церкви, чтоб оправдать своё отступничество. И итог: как только выпадают за ограду Церкви, так становятся вместилищами лжи. Они усиленно ищут, как бы обвинить верную Богу Церковь в ереси и находят более глубокое отпадение и свою погибель. Искать же нужно только познание истины.

Огромный отдел Священного Писания посвящён предсказаниям и пророчествам о нашем и скором будущем времени, открывающем великие тайны бытия мира и спасения в нём, и, однако, это остаётся нераскрытым и незадействованным.

В начале двадцатого века бил тревогу св.Иоанн Кронштадский, да Сергей Нилус, но голос их тонул в тине бесчувствия. Теперь надвигается ещё более страшное, но нет уже ни кричащих, ни слушающих.

Так что же Будет?
Закон борьбы.

Людям нашего – последнего времени особенно важно быть во всеоружии знания истины, потому что весь мир заполнен ложью. Каждый человек сам себе патриарх, сам богослов своей личной религии. Единомыслия нет даже внутри истинной Церкви. Есть священное Писание, есть учение Святых Отцов, есть свод канонических правил и большой богословский опыт. Но явился 1917 год с новыми условиями жизни и с новыми искушениями -- и старый опыт отцов наших вдруг оказался не совсем применимым. Пришлось взглянуть на жизнь несколько иначе, переосмысливать некоторые положения. Если в прежние шестнадцать веков Церковь, находясь в относительно благополучном положении, вырабатывала опыт добродетельной жизни, аскетических подвигов, оттачивала догматическое богословие о Св. Троице, о воплощении Сына Божия, то с приходом новых условий существования с гонениями и соблазнами пришлось увидеть неприменимость старого опыта, почувствовать себя неготовыми к явившимся испытаниям, даже не в силах осмыслить причину случившегося. Сохранить верность Богу, претерпеть гонения ещё могли отцы наши, но понять смысл происходящего мало кто мог, и потому большинство даже иерархов Церкви Православной не имели твёрдого упования и решимости. Многие оказались даже готовыми сослужить злу.

А ведь о надвигающейся катастрофе предупреждали многие святые старцы. Но однако же исчерпывающего разъяснения сути происходящего не последовало. На Поместном Соборе в 1918 году призывал в своей речи проф. прот. В. Востоков всех к покаянию в том, что попустили злым силам совратить, ввести в заблуждение русский народ, и просил издать исчерпывающее объяснение разлагающим социалистическим учениям, но его никто не поддержал. Но уже после этим заниматься было не кому и некогда.

И вот теперь, если мы не подготовимся к встрече ещё более страшных катаклизмов, то грош цена всей нашей деятельности. Уже сейчас эта неготовность, незнание законов бытия явили себя в полном разброде как в религиозной, так и в патриотической деятельности. Теперь, как никогда ранее, необходимо взглянуть на жизнь несколько под иным углом. Для этого надо ответить на несколько каверзных вопросов.

На вопрос о том, для чего Бог сотворил мир ответ дали Святые Отцы: единственно из любви, из Своей благости. Бог творит мир, чтоб явить Свою благость и лицезреть не только своё блаженство, но ещё счастье иных сущностей. Можно к этому добавить ещё: Бог есть Любовь, а любовь без проявления себя во вне уже не является любовью, но услаждением себя состоянием любви.

Бог творит мир совершенным согласно своих святых смотрений.

Мыслящие бессмертные существа творятся Им «по образу и по подобию» Его. Образ Божий у бессмертных творений и, в частности, у человека наши богословы видят в духовных их качествах: в разуме, чувствах, воле и во всём, чем обладает Бог. Бог – Святая Троица отобразил Себя в трёхсоставности Своего бессмертного творения: дух, душа и тело. Бог – Творец творит во образ Себя миротворца. Бог – Любовь наделяет Своё творение способностью любить, творить добро, питать благоговейную любовь к Творцу и вышестоящим сущностям, и жертвенную, сострадальческую любовь к нижестоящим. Наделяет Своё творение и способностью являть эту любовь, иначе она без проявления, как уже сказано, не будет любовью. Сам, являя Свою любовь к сотворённому миру посредством нетварных энергий, называемых нами Благодатью, Он даёт способность тварным сущностям являть свою любовь чрез ниспослание нижестоящим просвещающей энергии заботы о них и тем помогать им совершенствовать свои, полученные от Бога качества.

Все эти качества даются Богом в отображение Его, как бы в малом объёме, в зачаточном состоянии, но с тем, чтоб совершенствовались в стремлении, как можно больше уподобиться Идеалу, каким является только Сам Творец. Поэтому к слову о сотворённости «по образу» Божию добавлено «и по подобию» Его. А это говорит о том, что мыслящим бессмертным существам, сотворённым по образу Божию, Творец дал возможность и способность уподабливаться Ему во всех Его качествах. Но так как Бог во всех своих качествах беспределен, вечен и вездесущ, то и путь уподобления Ему бесконечен.

Эти суждения являются ответом на каверзный вопрос: почему Бог не сотворил Ангелов и человека неспособными к падению, к греху, т.е. совершенными существами? Но мы знаем, что совершенен только один Бог, и если бы Он творил существа полностью совершенными или не способными к свободному выбору, какой сопряжен постоянно с опасностью выбрать непотребное, то эти творения были бы Богами, и стало бы многобожие. Существа же не имеющие воли к выбору уже не являются существами, но неотъемлемой частью Творца. В том-то и является в творении существ всемогущество Божие, что Он творит потенциальных богов, полностью свободных с возможностью всё больше уподобливаться Ему.

Итак, мир, какой он есть: конечный или бесконечный, наполнен потенцальными «богами», обладающими, как и Сам Творец, свободной волей – правом выбора. Каждый миг существования их сопряжен с выбором: сделать – не сделать, сделать так или по иному. Но в силу этого положения все творения являются подверженными опасности каждый миг выбрать не то, что является благом. Поэтому основным благим выбором всех существ является добровольный отказ от проявления своей воли, если она противоречит воле Божией. Но не у всех и не всегда, похоже, это получалось. В связи с этим Богу приходилось, возможно, постоянно «подправлять» эти их устремления. Однако существа оставались не совсем совершенными при совершенстве сотворённости по образу Божьему. Несовершенство их можно назвать «практическим»: они, не имея большого опыта противления тому, что не надо, закалённости в этом своей воли, что называется «святостью воли», практически неспособной к злому выбору, могли в любой момент впасть в нарушение воли Божией, а далее и в противление ей – в погибель. И это именно произошло в какой-то момент в неведомые времена в виде страшной революции, потрясшей все ангельские миры, а после - и человеческий. Как это произошло и в каком виде проходило, людям много не дано знать.

Согласно слов Священного Писания и Святых Отцов можно кратко обрисовать это таким образом. Один из существ, стоящий на высочайшей ступени возвышения Ангельского мира, называемый Денницей, т.е. самой яркой звездой на небе, по слову прор. Иезекииля в пророчестве о царе Тирском, прообразовавшем сатану. Сказано: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты…Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез.28,12.14-17).

То, что это относится именно к падшему Деннице - дьяволу, говорят и другие слова, приведенные здесь о его одежде, украшенной девятью видами драгоценных камней, символизирующих здесь ангельские ступени, и золотом, какое может означать материальный мир. Сам же он «ходил среди огнистых камней» - равных ему сущностей на своей высшей ступени Ангельского мира.

Причиной падения его указывается: «От красоты твоей возгордилось сердце твоё». Это понятное всем определение могло происходить в действительности далеко не так легко и просто. Похоже на это потребовалось очень продолжительное время, прежде чем появилось это пагубное чувство, укрепилось, возросло и проявилось в таком диком явлении – восстании против Бога. Можно предположить, что начало положило приятное чувство от благоговейного почитания ниже стоящих Ангельских миров, переросшее в самомнение и далее в тщеславие и гордость. Зависть к славе Божией подвигла к восстанию.

Нужно особо обратить внимание на святое качество – любовь жертвенную и на проявление её. По учению Святых Отцов и, в частности, Дионисия Ареапогита, происходит передача просвещающей энергии любви от высших существ к низшим, что даёт возможность всем тварным существам совершенствоваться в любви, иметь единство между собой и устремляться к единству с Богом. Дионисий Ареапогит пишет: «Первая иерархия, будучи просвещаема, сколько возможно, Божественною благостью в богословском ведении, и сама, как Богоподобная Иерархия, передаёт знание сие следующим за нею чинам» («О небесной иерархии»).

В связи с этим богоустановленным порядком Денница, передавая энергию своей жертвенной любви на ниже стоящие миры, передавал и свою заразу: новообразованное состояние тщеславия и противления Богу. В итоге треть ниже стоящих существ подпала под его влияние, заразилась его духом. И во что это вылилось?

«Денница. Дерзнув восхитить подобие (видимо, славы) Троицы, - говорит преп. Нил Мироточивый, - уготовал себе трон, чтобы вознестись на нём превыше трона Божия; как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались Ангелы: не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим», не предвари он сказать сих слов, утвердивших единодушных с ним, - единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес; единому Богу то известно».

По сказанному здесь можно предположить, что подверглись влиянию Денницы почти все Ангелы, но клич Архистратига Михаила обратил к исправлению большинство – две трети их. И тогда началась война.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них место на небе. И низвержен был великий дракон, называемый дьяволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12,7_9). «Господь…ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.!,6).

Так вступил в силу второй , уже привнесенный, закон тварного бытия. Если первым законом является вечный путь уподобления Богу в силу сотворённости существ «по подобию» Божию – путь совершенствования, возрастания из силы в силу при благочестивом благополучии, то вторым является путь борьбы со всеми вытекающими из него скорбями и бедами. Первый закон оказался недостаточным, коль одна треть всех существ была несовершенной и пала. Второй же, дополнивший первого, привел к тому, что две трети Ангелов стали святыми и теперь практически не способными к падению.

Война на небе, какой она была, мы не знаем, но она закончилась победой святых сил: бесы изгнаны со своих мест обитания, хотя полностью ещё не лишены свободы действий ради окончания войны на нижайшем материальном уровне – на земле. Падшие духи оставлены были Богом при относительной свободе действий явно ради борьбы, посредством которой выковывались совершенные сущности – Святые Ангелы и теперь должны выковаться люди. Но в небесной войне, похоже, таких скорбей не было, хотя бы только потому, что там нет смерти. Могла бы и не так скорбно пройти война и на земле. Но некоторые аспекты этого сражения, приведенные в вопросах в начале статьи, заставляют выделить последнюю битву из ряда предшествующих.

ОСОБЫЙ ЖРЕБИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Война в высших – в Ангельских мирах закончилась победой святых сил.

«Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12,12).

Богу было известно заранее падение первых людей, а также и потребность искупления рода человеческого чрез воплощение и крестную смерть Сына Божия, и всё это произошло не без особого смотрения Божьего. Попускается Им и сошествие на землю дьявола в сильной ярости. Для чего попускается? Одним словом можно сказать: для суда над ним.

Война на небе была попущена по безумной воле изменников и для того, чтоб верные Богу выработали устойчивость в благе. Но ведь пало, уклонилось в погибель великое множество бывших ангелов, светоносных сущностей, какие для нас непостижимы, почти как Сам Бог.

Издержки свободной воли. Они сами избрали свой удел: винить некого. Но одним из качеств зла является склонность винить всех, но не себя. Бог же, будучи беспредельным благом, ни насиловать иную волю, ни судить лишь по Своему хотению не может и не хочет. Весь суд Божий состоит в самом свободном выборе тварей. Если злые избрали зло, то, что может остановить их? О них хорошо сказано преп. Нилом Мироточивым:

«Злые духи оклеветывают во всем судьбы и заветы Божии, дабы из зависти не дать людям унаследовать то место, которое они утратили, и дабы явить себя правыми, Бога же неправым, а выполнение заповедей Его, якобы невозможным».

Они винят Бога, «оклеветывают во всём судьбы и заветы Божии», т.е. протестуют против суда Божия, похоже, называя Его суд избиением слабого сильным – всемогущим Творцом своей немощной твари. А ведь их великое множество, не подлежащее никакому счёту. К тому же они бывшие непостижимо могущественные и совершенные сущности. Казалось бы и их жалко и оставить без ответа их реплики нельзя. Однако их глава, как и они, носит имя дьявол – клеветник: «Клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12,10).

Его клевету можно видеть на примере вытребывания многострадального Иова на искушение. В этом его деянии содержится именно клевета на всё человечество, будто бы неспособное к благу, как на его удел. На вопрос Господа: «Откуда ты пришёл?», он ответил: «Я ходил по земле и обошёл её». В слове «обошёл» содержится смысл: прошёл как хозяин. О приведенном в пример Иове, как человеке непорочном и богобоязненном, он клеветнически заявляет: «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него?… Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» И Господь для посрамления клеветы попускает сатане лишить Иова всего.

Не то ли самое он производил постоянно, клевеща на святых Ангелов, что Бог облагодетельствовал их, и потому они победили. Та же причина видится и в предоставлении в его власть всего человечества в последние дни, что и отдача в его власть праведного Иова.

Для чего это попускается сатане? Не властен ли Бог судить его? Но Спаситель, будучи единственным, Кто знает Отца, ибо Сын Его, говорит: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. И дал Ему власть производить суд, потому что Он Сын Человеческий» (Иоан.5,22.27).

«Отец не судит никого»… Не судит и Сын, будучи Богом, но как Сын Человеческий он может судить. И как судить? Весь суд состоит в посрамлении клеветы и в итоге – приведение осуждения самому себе самим клеветником, приговор же объявляется после Богом: «Идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф.25,41). Поэтому этот метод суда не является насильственным, но для этого виновные в клевете должны утерять все аргументы в оправдании себя и обвинении Бога и чад Его видимых и не видимых. Такое может быть достигнуто победой добра: верностью Богу, твёрдостью стояния в истине, самопожертвованием и терпением в опровержение клеветнических обвинений, как это сделал некогда праведный Иов, и позднее Сам Христос Спаситель. Для того, чтобы опровергнуть клевету на человека в том, что естество человеческое будто бы не способно на добродетель и по праву принадлежит дьяволу, пришлось Самому Сыну Божию воплотиться и явить подвиг жертвенной любви. О такой любви говорит Сам Спаситель: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15,13). И ап. Иоанн Богослов указывает на это, говоря о Христе: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоан.3,16). Поэтому, надо отметить, в искупительном подвиге Христа Спасителя содержится не только одна плата Отцу Своею кровью за грехи всего человечества в удовлетворение правды Божией, и не только пример жертвенной любви, но ещё суд над дьяволом, опровержение его клеветы на человека и в то же время это является победой над сатаной и царством его, победой любви над злом.

Дьявол в своём восстании против Бога произвёл переоценку качеств, объявив насилие могуществом, способным победить любовь и, видимо, на этом основать своё царство и сделать его недвижимым. Он начал войну против Царства Божия, воздвиг зло, насилие, самолюбие, тщеславие против жертвенной любви, смирения, сострадания; против истины и верности ей он противопоставил всяческую ложь, клевету и обольщение, и против святой чистоты – разгул страстей, самолюбивое услаждение всем доступным. Если в Божием мире происходит передача энергии любви с верхних ступеней на нижние, а на своём уровне происходит постоянное одаривание любовью и радостью друг друга, то в царстве сатаны положено в основу жизни насилие и духовный вампиризм. И эти два начала противостоят со дня революции дьявола и будут продолжать это до конца мира.

Но что есть борьба? Казалось бы, что такое зло, и почему нужно уделять ему столько внимания и вести борьбу с ним? Зло есть уменьшение добра вплоть до его исчезновения, т.е. всего лишь отрицание сущностного, имеющего источник и беспредельность, само же не являясь существенным. Однако мороз так же не имеет источника и имеет предел – абсолютный нуль, являясь отсутствием тепла, но сколько он приносит неприятного и злого, если превышает меру терпимого. Так и зло, войдя в мир положительных качеств, в царство любви, несет страдания и погибель неустоявшим во благе. Поэтому борьба со злом с момента его внедрения в мир и до его исчезновения имеет первостепенную важность. Ещё более страшные формы принимает эта война здесь на земле и именно в последние дни в момент окончательного сражения.

Действительно горе живущим на земле, потому что к нам сошёл дьявол в сильной ярости. Если мороз, будучи уменьшением тепла, приносит страдания и смерть, то зло и ложь, восставшие против истины и любви, что могут принести верным им? Какие страдания приходится претерпевать им? Ведь оружием дьявольских сил является ложь и насилие в этой войне. Святым же силам единственной защитой остаётся надежда на милость Божию, терпение в скорбях, приносимых насилием со стороны дьявольских сил, возвещение истины и обличение лжи в защиту себя и близких. Вся история человечества состоит из страданий, подчас в некоторые моменты невыносимых, как в дни войн и стихийных бедствий. Особенно невыносимые скорби несут верным Богу случаи воцарения дьявольских сил где-либо. Так было в первые три века христианства, так было при нашествии магометан и монголов, и ещё более страшное явление представляет предсказанное сошествие большого красного дракона на землю и выход из воды красного (багряного) зверя, т.е. воцарение под видом красных большевиков «тайны беззакония» - тех, которые некогда распяли Христа. Недаром этому явлению посвящена большая часть Священного Писания, в частности, целая книга -- Откровение ап. Иоанна Богослова.

О последних страданиях говорит Сам Спаситель: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от создания мира доныне, и не будет» (Мф.24,21). Преп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым называет эту скорбь и особенно богооставленность повторением верными Христовых страданий. Достаточно вспомнить о муках Христа в Гефсиманском саду до кровавого пота и на кресте, когда Он от страданий вопиет: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил» (Мф.27,46).

Страдания Христа были победой над дьяволом, судом над ним и искуплением рода человеческого. Ну и казалось бы этого достаточно: человек искуплен, дьявол побеждён и осуждён, должно бы начаться процветание веры и благоденствие. Зачем же тогда попускается такая скорбь, как воцарение злых сил в России, и тем более – в конце над всем миром? Следовательно, суд произведен, но для исполнения приговора не достаёт ещё чего-то. Нужна ещё одна победа Христа, уже в лице Главы Церкви в последние дни. Весь христианский период был сражением Христа и Его людей против дьявола, но последняя битва, называемая Армагеддоном, занимает важнейшее место.

Апокалипсис можно назвать пророчеством о последней борьбе со злом и потому в нём постоянно фигурируют слова: «победители», «побеждающий», «победили». Только в этой книге раскрывается суть борьбы и то, что руководит ею Сам Христос, и далее победа усваивается Ему. Уже пред началом образного освещения событий последнего времени, как эпилог, приведен образ борьбы и Предводителя святых сил в ней:

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей… Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр.6,1.2).

Далее следует образное описание всего последнего времени, всего засилья тёмных сил и борьбы святых против них. Всё это скрыто в таинственной книге, запечатанной семью печатями, какие поочередно вскрывает Агнец-Христос.

На что нужно обратить особое внимание, так это на то, что весь Апокалипсис является хвалой исповедничеству, победоносному стоянию в верности Богу, что и является, по сути, борьбой и победой. В то же время цель этой книги видится та, чтоб предупредить человека о страшных искушениях, направленных против этой верности.

По приведенному выше тексту видно, что всадник на белом коне есть предводитель святых сил, почему и получает «венец». Он в руке своей имеет лук в знак того, что поражает сердца словом истины. «Вышел Он как победоносный и чтобы победить», т.е. в отданные на борьбу времена Он выходит Сам вновь на сражение, и по всеведению Божию уже известно о Его победе: «чтобы победить».

Со дня воцарения тёмных сил в России началась духовная война, в какой предводительствует с одной стороны Сам Христос и с другой – дьявол чрез своих ставленников правителей – «зверей».

Образ победы, приведенный в конце Апокалипсиса, ещё более ярко раскрывает суть этой войны.

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (19,11).

Опять – Сидящий на белом коне, Который «судит и воинствует», а это уже говорит о том, что борьба и победа есть одновременно суд.

В начале Откровения Всадник на белом коне вышел на войну, которой отдано последнее время, а в конце – для последней битвы и окончательной победы.

Об оружии Его и о методах победоносной борьбы говорят слова: «Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (19,13.15).

Одежда «обагренная кровью» говорит о том, что эта предстоящая победа является продолжением победы на кресте и достигается она только самопожертвованием. Также оружием является «Слово Божие» - всепобеждающая сила, потому что преимущественно в данный момент приводится именно это имя. Апостол Павел говорит о силе слова Божия: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12).

Последние времена отличительной чертой имеют засилье всяческой лжи, даже поддерживаемой лжечудесами. Поэтому одновременно с терпением в скорбях и стоянием в верности Богу на равных идёт возвещение слова Божия. В словах о победе над дьяволом отмечено именно это: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей до смерти» (Отк.12,11).

Итак, последняя битва Всадника на белом коне – Христа Спасителя с сатаной и с его полчищами. Но в чём состоит эта битва? Ведь Христос не участвует в ней видимым образом. Вот тут вступает в силу высшая тайна бытия. Господь наш Иисус Христос является Главой Церкви. Церковь чрез причащение святого Тела и Крови Его становится единым телом – Его телом. Это не аллегория. Это действительный факт. Когда болит какой-то член тела, боль ощущает всё оно и, в первую очередь, голова. Поэтому так страшен раскол, какой называют раздиранием нешвенного хитона Христова. Но если бы только один хитон, а не всё тело.

В войне против дьявола Сын Божий, став ещё и Сыном Человеческим, участвовал со Своим «телом» всегда, начиная от создания Церкви. Ощущает ли боль Сын Человеческий от поражений Его тела – Церкви, будучи на небесах? По приведенным местам из Апокалипсиса о всаднике на белом коне можно с уверенностью ответить: ДА.

Вот в этом заключается смысл повторения, или даже продолжения Христовой Голгофы в последние дни Его «телом». Страдания воинствующей Церкви – Его страдания, победа её – Его победа. Победа же есть суд над дьяволом, действенное доказательство его виновности, опровержение всей его клеветы. Поэтому апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор.6,3).

Как судить? – Победой, какая достигается страданиями, верностью Богу и Его «телу» - Его Церкви. Ещё раз надо вспомнить о победе над дьяволом: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».

Почему эта победа одновременно является судом над всеми силами тьмы? Здесь надо апеллировать не к какому-то тексту, а ко всему сказанному, относящемуся к этому вопросу. Для этого нужно представить приточно такую картину: суд Божий; по правую сторону предстоят все святые силы и, похоже, впереди те, какие участвовали в последние дни окончательной Голгофы, о каких говорится: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца» (Откр.15,2-3). Слова эти можно признать говорящими о великой чести.

По левую же сторону Господь поставит «козлов» - сатану и все полчища его видимые и невидимые. И, похоже, скажет им Господь: вот вы говорили, что заповеди Божии не исполнимы, а вот они исполнили, да ещё и в каких условиях: вы обладали немыслимыми для них благами, красотами и удобствами, и оказались не благодарными Творцу. Они же были обездоленными, нищими и гонимыми за свою верность Господу. Вы обладали по милости Божией могуществом и совершенством. Они же рождались по причине ваших происков, соблазна змия духовными уродами: самолюбивыми и гордыми, лукавыми и злыми, и победили вас своим терпением и верностью Богу. Вы говорили, что Ангелы победили потому, что они были облагодетельствованы, а вот они не имели почти ничего и не получали поддержки в последние дни, даже испытаны были ужасом богооставленности, и вот теперь судят вас как победители. Дьяволу в этом случае уже почвы для клеветы и самооправдания больше нет.

Вот такая приточная картина, думается, более доступна нашему слабому уму для объяснения великой тайны попущения Божия пасть первым людям до их размножения.

Получается примерно такое: Бог творит человека, попускает дьяволу испортить его, обновляет его Своим искупительным подвигом, снабжает знанием истины и даёт возможность повторить, или вернее, закончить победоносное восшествие на Голгофу. Чем воздастся ему мы не знаем, хотя обещано Богом: «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр.21,7).

Но как победить?

Обычно всех пугают последние времена гонениями со стороны богопротивной власти, поставлением ею какого-то знака, голодом. Но мало кто заостряет внимание на засилии лжи и на трудности борьбы с ним.

Удивляет такое явление: пребывающие в неверности Богу чрез сплетение их иерархии с безбожным режимом страшатся погрешить против верности принятием ИНН, не имеющим в данный момент отношения к вере. Катакомбники хотят спастись прятаньем, но не словом свидетельства своего. И все раскольники боятся грядущих искушений, в то же время пребывая в погибельном грехе раскола, какой по слову свят. Иоанна Златоуста не смывается даже мученической кровью. Что это, если не безумие погибающих.

Так что же делать ищущим спасения в наш бурный век?

Во-первых, надо пребывать в истинной Церкви, верной Богу, а не в преданной анафеме за неверность Богу и Православию, и не в какой-либо раскольничьей, порвавшей с Церковью ради каких-то своих «правд». Тем более не должно быть никакого общения с сектантами и оккультистами всех мастей.

Во-вторых, ради сохранения верности Богу нужно не бегать от ИНН и других мнимых ловушек, а бороться с ними более действенным методом, попутно отвергая и все ИННы. Нужно способствовать проповеди слова о спасительности для Отчизны и для нас самих православно-монархического строя. Единственным спасением от всех ИННов является приход на Русь царской власти. Только православный Царь очистит Россию от всех творцов ИННов, от экономического и политического порабощения «тайной беззакония». Только он оградит страну от внедряемого в неё разврата и преступности.

И в-третьих, нужно постоянно взывать к Богу о сохранении нас в верности Ему, об умудрении нас, о сохранении народа русского от окончательного разложения и порабощения.

Епископ Славянский и Южно-Российский Виктор.

В начало

----------------------------

Rambler's Top100  TopList