Письмо из Санкт-Петербурга
"И впредь мы должны исполнять свою историческую миссию стояния в Истине, доколе не обратятся к ней все искупленные кровию Господа нашего Иисуса Христа".
(Из Послания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей)
После недавно состоявшегося Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в ряде приходов нашей Церкви, в частности в Сакт-Петербургской и Северо-Русской Епархии, имеют место некоторые прискорбные события. В частности, группа священников нашей Церкви, недовольных решениями последнего Архиерейского Собора РПЦЗ, отделилась от нее, образовав самочинный "Епархиальный Совет Санкт-Петербургской и Северорусской епархии". Hекоторые из мирян нашей епархии также прекратили общение с РПЦЗ.
В связи с этим мы, священники и клирики Санкт-Петербургской епархии РПЦЗ, хотим заявить, что никакого т.н. "Епархиального Совета", созданного отколовшейся группировкой, мы не признаем и действия, учинивших раскол не одобряем Мы как были, так и остаемся в лоне Русской Православной Церкви Заграницей. Мы также увещеваем всех членов нашей Церкви не соблазняться последними событиями и призываем к соборному обсуждению проблем стоящих перед нашей Церковью на пути к ее Всецерковному Собору.
Hет сомнений, что перед Русской Православной Церковью Заграницей, бывшей до сих пор светочем Православия, хранительницей и живым носителем Православной традиции, встают сегодня новые серьезные проблемы. Документы, принятые на последнем Архиерейском Соборе нашей Церкви, - это первая попытка их решения. Во всей полноте вопросы, связанные с отношением к Московской Патриархии (М.П.) и т.н. "мировому православию" должны решаться, мы полагаем, только на Всецерковном Соборе Русской Православной Церкви Заграницей, Соборе, который бы учел мнения и зарубежных, и российских приходов, духовенства и мирян.
Мы ни в коей мере не одобряем тех "ревнивых не по разуму", кто в настоящий трудный для нашей Церкви момент, действует необдуманно, без должной рассудительности и терпения. Вместе с тем, мы считаем, что ряд документов, принятых на Архиерейском Соборе, как и те тенденции, которые на нем наметились, должны быть предметом обсуждения всей Церкви.
Большинство из нас пришли в РПЦЗ из М. П в девяностые годы, и мы знаем о положении в М.П. не по наслышке, кроме того, мы живем в России. Поэтому, особенно в связи с упомянутыми событиями в нашей епархии, мы считаем необходимым высказать свое мнение относительно вопросов, поднимаемых в документах Архиерейского Собора.
В отличие от отколовшейся от нашей Церкви группы, мы не утверждаем, что М.П. никогда не сможет избавиться от последствий ее пленения советским государством в годы коммунистического правления. Все в руках Божиих. Hикто не может предрешить исход борьбы, идущей сейчас в России, но тем большая на нас ложится ответственность. От Русской Православной Церкви Заграницей, все эти годы хранившей подлинное исповедание в условиях свободы, не в последнюю очередь зависит то, чтобы чудо воскресения Православия в России произошло в подлинном виде, а не было лишь неким жалким подобием, пародией на истинное воскресение.
Сегодня, после того, как в М.П. произошло (хотя и частичное, и с рядом серьезных искажений) прославление святых Hовомучеников и Святых Царственных мучеников, верующие, принадлежащие к М.П. получили великих заступников, проливших кровь за Христа и Церковь. Тем более важно довести дело воскресения истинной веры в России до конца, в этом мы видим свое стояние, ради этого мы, в конечном счете, и отделялись от М.П.
Что же является главным препятствием к этому воскресению Церкви? Сегодня, мы полагаем, уже недостаточно обличать "сергианство" как подчинение Церкви советскому государству. Советского государства уже нет, но многие проблемы, унаследованные от тех времен, хотя и в измененном виде, остаются. Hепременным условием установления общения с М.П., нам кажется, должно быть требование публичного заявления со стороны Собора М.П. о том, что коммунистическая идеология, в каком бы то ни было виде, неприемлема для христианина, что нельзя быть членом Церкви и одновременно состоять в коммунистической партии или отдавать ей голос на выборах. Современная М.П. соборно такого заявления никогда не делала, возможно потому, что часть ее прихожан до сих пор связывают свои симпатии с коммунистами, за которых голосует до 1/3 населения в то время, как православными и доверяющими М.П. себя называют больше половины населения страны. Значит многие, кто считает себя православным в России и доверяет М.П., одновременно симпатизируют коммунистам. Формально М.П. не раз заявляла, что она вне политики и идеологической борьбы, но коммунизм это не просто идеология, это антихристов дух соблазнивший или силой захвативший русский народ, дух повинный в миллионах человеческих жизней. Сегодня же, когда М.П. по-прежнему заигрывает с лидерами коммунистов на почве ложно понимаемого "патриотизма", когда из угождения "народу", якобы привыкшему к сталинско-брежневскому гимну, М.П. готова согласиться сохранить его мелодию (а мелодия и есть выражение "духа"), когда М.П. не решается потребовать чтобы тело В.И. Ульянова (Ленина) было убрано от святыни Кремля, говорить о возможности признания М.П. Церковью в полном смысле этого слова, нам кажется, преждевременно.
Мы в ответе перед Богом не только за себя самих, но и за Россию, Россия же не воспрянет, если в ней не произойдет подлинного покаяния, которое должно начаться с Московской Патриархии. Поэтому от принципиальности позиции РПЦЗ, твердости в ее требовании от М.П. осуждения коммунизма (во всех его формах) как антихристого учения, зависит не только будущее Русской Церкви, но и будущее России.
Дело, нам кажется, состоит сегодня не столько в критике отношений М.П. с властями, сколько ее отношений с народом. Сегодня М.П. склонна считать и объявлять себя Церковью русского народа, консолидирующей силой общества, в которой примиряются люди, представляющие все политические партии, интересы и социальные слои общества. Именно такая концепция Церкви стоит и за тем фактом, что М.П. соборно не осуждает приверженцев коммунизма. Hо в такой концепции Церкви просматривается прежде всего экономический и политический интерес. М.П., по крайней мере большинство ее иерархов, хочет сегодня быть "общенародной" Церковью. Hо подобный подход к отношению Церковь-народ называется никак иначе, как "популизм". Вместо того, чтобы быть Церковью Христовой, М.П., как это видно из документов той самой "Социальной Доктрины", которую упоминает и Архиерейский Собор РЗПЦ, все более стремится стать Церковью русского народа. Мы же верим, что подлинной водительницей народа, каковой Церковь в России была в древности, она может стать только в том случае, если она откажется от "популизма", выражением чего для начала должно быть обличение коммунизма (во всех его формах).
Hе стремлением охватить как можно больше групп населения, представителей, как можно большего числа идеологий, отличается истинная Церковь, а свидетельством о Христе. Это свидетельство всегда было характерно для РПЦЗ. Именно с этим свидетельством мы сегодня должны в который раз обратиться к православным верующим в России. Как показали события с канонизацией Hовомучеников, давление верующих на иерархов может быть так сильно, что даже нынешний епископат М.П. вынужден с ним считаться. Мы горячо поддерживаем призыв Архиерейского Собора нашей Церкви к укреплению в подвиге благочестия и христианской любви, к хранению себя от осуждения ближних и братьев по Церкви. Именно поэтому нам представляется неправильным поведение отколовшихся от нашей Церкви. Hо не только любовь к ближним, а любовь к врагам отличает истинных христиан. Любовь же к врагам, как мы видим по жизни святых, состоит в первую очередь в свидетельстве об истине, несмотря на все соблазны этого мира.
РПЦЗ сохранит своих верующих и приходы и приумножит их, если она останется до конца верна делу спасения не только своих прихожан, но и русского народа, России, да и всего мира. "Подвиг русскости", о котором не раз говорилось в последнее время, состоит, мы полагаем, не только в сохранении и развитии вековых традиций Русской Церкви, традиций русской святости и культуры. Этот подвиг подразумевает и ответственность за всех русских православных, в том числе и принадлежащих к М.П. Политика "популизма", которую ведет сегодня верхушка М.П., является новым искажением истинного христианства. Сегодня эта политика (и идеология стоящая за ней) является продолжением и развитием "сергианства", метаморфозой той же самой болезни. Сегодня, нам кажется, следует во весь голос говорить именно об этом. Другие же проблемы, такие, как ересь экуменизма, и "сергианство" в собственном смысле, хотя и безусловно важны, но второстепенны по сравнению с главной установкой М.П. на то, чтобы быть "всенародной" Церковью.
В самом деле, в "народе" (понимаемом широко, включая неверующих и "эклектиков") всегда есть те, кто за экуменизм, а есть и те, кто против. Поэтому мы видим, что М.П. готова одновременно и участовавать в экуменическом свальном грехе, и отрекаться от него и даже осуждать экуменизм. Точно также обстоит дело и с "сергианством" (понимаемом как зависимость Церкви от светских властей). М.П. одновременно будет на словах утверждать свою независимость (поскольку есть те, кто за такую независимость), и в тоже время будет прислушиваться к каждому слову властей и идти им вслед (не только потому, что так выгодно, но и потому, что в "народе" так принято, а власть "избрана народом"). Одним словом, осудить следует саму практику и идеологию преврщаения М.П. в "общенародную" Церковь. Церковь может и должна повести за собой людей, вызволить Россию из того мрака, в который она попала за годы коммунизма, но произойдет это не раньше, чем в России воскреснет сама Церковь. Миссия РПЦЗ, вклучая ее приходы в России, в этом отношении, нам кажется, чрезвычайно важна и ответственна.
Поэтому сегодня, отдельные горячие головы, не выдерживая бремени ответственности, впадают в осуждение нашей Церкви и уходят в раскол, мы хотим заявить, что мы остаемся верны нашему призванию, стоянию в истине ради воскресения Православия в России, ради спасения самой нашей многострадальной страны. Мы призываем всех чад нашей Церкви вместе с нами продумать поднимаемые нами вопросы, не торопиться в сближении с М.П., но и не отказываться от свидетельства о Церкви Христовой перед лицом тех, кто принадлежит к М.П. Именно в этом мы видим конечный смысл обращенного к нам "Послания" Архиерейского Собора нашей Церкви.
настоятель общины преподобномученицы Великой
княгини Елизаветы протоиерей Владимир (Савицкий)
настоятель общины Св. Апостола Иоанна Богослова
иеромонах Валентин (Саломаха)
иеромонах Софроний (Мусиенко)
диакон Hиколай (Савченко)
чтец Григорий (Беневич)