ПРЕДИСЛОВИЕ
к учебнику руской истрии

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...

Этими словами каждый православный христианин вводится в лоно Церкви при троекратном погружении во время Крещения (троекратном, в знак посвящения нового члена Церкви Святой Троице -- "Отцу, и Сыну, и Святому Духу"). И этими словами русские люди, в течение многих (более "удачливых") веков, начинали все свои дела, особенно важные.

Ход истории любого народа находится в прямой зависимости от его морального состояния или духа. Вспомним, что первая книга Священного Писания, "Бытие", начинается так:

"В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".

Другими словами, Дух Божий стал двигателем всего последующего материального развития земли (а не наоборот!).

В истории человечества достаточно свидетельств того, что материальные и экономические факторы играют второстепенную роль в развитии наций и государств, они являются всего лишь производными от духовной силы нации. Рим погиб, находясь в апогее своего материального могущества, и Россия потерпела крушение также во время ускоряющегося роста своего материального благосостояния.

С этой точки зрения, вся история России может быть разделена на четыре периода:

    1. Языческий (до Крещения Руси).
    2. С Крещения Руси в 988 г. до церковного раскола в XVII -- веке и Петра I -- создание Святой Руси.
    3. С раскола и Петра I до февраля 1917 г. -- скольжение вниз от идеалов православных к идеалам материалистическим, "Синодальный период".
    4. С февраля 1917 г. до наших дней -- воплощение материалистических идеалов путём построения общества, ставящего своей высшей целью удовлетворение своих материальных потребностей, и нисхождение в ничтожество.

Само собой разумеется, что процессы духовного роста (как и разложения) не укладываются в точные сроки. Вехи, указанные выше, условны; на них следует смотреть лишь как на понятные человеческому уму ориентиры, как на проявление результатов длительных глубинных процессов.

Так, например, в России отход от православия закончился к началу XX века. Русская монархия, основанная на понятии Божественной власти, осуществляемой её представителем -- Помазанником Божиим (т.е., царём),-- просто-напросто не могла больше существовать в атмосфере атеизма, с гражданами, не верящими ни в Бога, ни, тем более, в Его Помазанника. Поэтому заявления о том, что "будь в Петербурге в момент февральской революции несколько 'верных' полков, никакой революции не произошло бы", мягко говоря, наивны. К началу XX столетия вопрос был только в том, какая именно часть атеистической русской интеллигенции -- и когда -- свалит власть, лишившуюся своей основы. Это, кстати, было с поразительной точностью предсказано Ф. Достоевским в таких произведениях как "Бесы", "Дневник писателя" и др., а также рядом русских православных подвижников.

Так как эта книга пишется в конце XX века, то она до некоторой степени отражает семидесятилетний опыт русской эмиграции и включает исторические сведения, ставшие известными в течение ХХ века.

На основании опыта этого века и изучения процесса крушения России, сейчас можно с уверенностью сказать, что русская православная монархия, по-видимому, была наиболее совершенной (с точки зрения народа) формой правления для России.

+ + +

Теперь о цели изучения истории своей страны. Главная цель -- воспитать детей в патриотическом духе и дать им достаточно сведений из прошлого их Родины -- постоянно сравнивая их с современными событиями -- для того, чтобы помочь им избежать повторения ошибок, совершённых их прадедами. Поэтому упор в данном пособии будет делаться не столько на хронологическое перечисление событий, происходивших на нашей Родине в течение её истории, сколько на описание духовных процессов, как мировых, так и российских, поясняющих происходящие события и действия людей. Так, иеромонах Нектарий Оптинский (+1928) говорил: "Ищите во всём великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничто без причины не бывает", "РПВП", стр. 6. Ту же мысль и почти в то же время высказал президент США Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случается, то можно быть уверенным, что это было так запланировано", WLW, на обороте обложки.

С целью выявления таких "причин" и "планирования", будет пояснена огромная роль масонства и еврейства в истории России. Но не для того, чтобы свалить вину за беды, постигшие Россию и русский народ на них. Винить ни тех, ни других нельзя, как нельзя обвинять в убийстве тигра, убивающего оленя: масоны просто следовали своей программе, а евреи -- предначертаниям талмуда. Ни тем, ни другим никак нельзя ставить в вину то, что они работали на себя и своими методами, а не на благо России. В то время, как масоны веками оставались масонами, а евреи -- евреями, русские перестали соблюдать законы православия. Например 11 правило VI Вселенского собора гласит, что христианин, общающийся с евреями, подлежит отлучению. В. Соловьёв в своей статье "Еврейство и христианский вопрос" говорит: "Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, до сих пор не научились относиться к иудейству по-христиански" (т.е. соблюдать вышеприведенное правило). Поэтому вина за крушение России лежит на русских.

Эта книга пишется в твёрдой уверенности в том, что главной задачей православного государства должно быть создание максимально благоприятных условий для своих граждан для того, чтобы помочь каждому из них в достижении цели, достойной православного христианина -- жить по-христиански во имя спасения своей души во Христе, помочь в достижении духовного уровня русского общества допетровского периода, когда общественным идеалом было не богатство, не знатность и не материальное процветание, а святость образа жизни.

И, наконец, в этой книге приведены лишь главнейшие события русской истории и направляющие их духовные процессы. Для интересующихся более подробными описаниями, в конце учебника приведен список книг (как цитируемых, так и общего значения), использованных при его составлении и содержащих такие сведения.

Итак, с благословения Божьего, вперёд -- к ПРОШЛОМУ!

Вместо предисловия.

Крушение России в 1917 г. повлекло за собой неслыханные преследования и разрушение национальной русской культуры и, особенно, основы русской государственности -- русского православия. За 70 лет коммунистической власти, а за ней -- различных перестроек и демократизаций, делалось всё, чтобы предотвратить духовное возрождение России в православии.

До февральской революции 1917 г. и свержения императора Николая II Россия была одной из великих мировых держав. Чтобы напомнить читателю о том, что было потеряно с падением русской монархии, ниже приводится (с малыми изменениями) предисловие к 28 изданию книги "Краткая русская история", составленной Константином Воскресенским и вышедшей за несколько лет до 1917 г.

"Россия -- ныне.

Мы живём в России. Россия есть величайшее государство во всём свете. Она занимает больше половины Европы и третью часть Азии; она имеет ширину (с севера на юг) до пяти тысяч вёрст [1 верста -- 1,06 км.], а в длину (с запада на восток) -- более 12 тысяч вёрст. Со всех сторон, хотя и не сплошь, она прилегает к какому-нибудь морю: на севере -- к Северному Ледовитому океану, на востоке -- к Тихому океану, на западе -- к Балтийскому морю, на юге -- к Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям. Во все моря текут большие судоходные реки; кроме того, внутренние части страны соединены железными дорогами с морями: Балтийским, Чёрным и Азовским.

Такое огромное пространство населяют около 150 миллионов жителей; в это число входят более ста народов, которые говорят на разных языках и беспрепятственно исповедуют разную веру. Коренные народы -- русский, украинский и белорусский; они исповедуют христианскую православную веру, которая и считается государственной. В России множество городов, больших и малых, множество сёл и деревень. Жители делятся на сословия: духовенство, дворяне, купцы, мещане и крестьяне.

Россией управляет Богом поставленный Царь, Государь Император, и назначенное государем начальство. Для молитвы и наставления людей в вере и нравственности, на которых покоится и материальное благосостояние государства, устроены храмы и назначены духовные лица. Для защиты от врагов есть постоянное войско. Для решения спорных дел между подданными есть суд, правый, скорый и милостивый. Для образования народа существуют всевозможные учебные заведения: низшие, средние, высшие.

Короче сказать, Россия есть громадное, сильное, богатое и благоустроенное государство, в котором каждый верноподданный может заниматься своим делом, трудиться для своего благополучия и для блага государства.

Такова Россия теперь. Но такою она сделалась не сразу и не в один год. Было время, когда на занимаемом ею пространстве жило мало людей, почти не было городов, и не существовало ни законов, ни начальства, ни государя, -- стало быть, и самого государства не было. Люди жили врознь, рассеянные то здесь, то там, по всей этой земле, и связи между ними почти никакой не было. Но это было очень давно, более тысячи лет тому назад".

+ + +

Что можно добавить к этому короткому предисловию, суммирующему славную историю русского государства?

Во-первых, то, что Россия стала великим и могущественным государством благодаря следованию православной вере и своим государям, имеющим неоспоримую, абсолютную, Богом данную власть над людьми и не заинтересованным ни в чём, кроме служения народу. Живя и управляясь в соответствии с христианскими православными законами, Россия в течение всей своей тысячелетней истории не нуждалась ни в конституциях, ни в каких-то других, надуманных человеком законах.

А во-вторых то, что в момент выхода в свет этой книги, от России уже оставалась всего лишь её материальная оболочка. По словам А. Солженицына: "Перед революцией вера в России испарилась из кругов образованных. И повреждена была в необразованных".

Открыть оглавление учебника

--------------------------------------

В начало

Rambler's Top100