Оглавление рубрики
Июль 2016 г.
Одежда –напоминание о грехопадении
В наш век с разваливающимися обычаями, традициями и писаными и неписаными правилами мало удивляешься особам женского пола – независимо от возраста – щеголяющих в брюках. В церквах от этого, по инерции, воздерживались, но несколько лет тому назад, 14 мая 2010 г., Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата («МП») на встрече с молодежью и студенчеством Москвы разъяснил студентам, что вопрос об особой одежде для женщины, заходящей в православный храм, относится к «области обычаев», «не имеет никакого канонического значения, в брюках женщина или в юбке» («Бог смотрит не на одежду»).
Впрочем, митрополит Иларион добавил, что если есть возможность, лучше соблюсти этот «не более, чем культурный обычай», дабы не удручать «церковных старушек».
Такого же мнения и такой трубадур МП как дьякон Андрей Кураев и множество других «духовных пастырей» этой организации, «имя им легион».
Утеря православного мировоззрения русской интеллигенции выразилась в определении термина «одежда» в суммарной мудрости этой интеллигенции, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Одежда и одежные ткани – О. служит главным образом для защиты от неблагоприятных условий климата и погоды – слишком низкой или высокой температуры, непосредственных солнечных лучей, дождя, ветра и проч. Отчасти человек одевается и из чувства стыдливости или из желания украшаться (см. выше); но этими естественными стремлениями определяется гл. образом лишь форма и покрой одежды», том 42, стр. 715.
Большая советская энциклопедия в общем вторит Брокгаузу и Эфрону, том 30, стр. 316: «Одежда – возникла как одно из основных средств защиты тела человека от вредных климатич. влияний и других внешних воздействий. О. в известной степени отражает возрастные и социальные различия и этнич. принадлежность. <-> Буржуазные ученые, выдвинувшие несколько “теорий” происхождения О., пытались объяснить возникновение О. чувством полового стыда, эстетич. побуждениями, стремлениями к украшениям, магич. представлениями человека».
В «российской википедии» наследники советского атеизма определяют одежду кратко и ясно, по марксистски:
«Оде?жда – совокупность швейных изделий (из ткани, вязаного полотна, кожи и меха), надеваемых человеком с целью обезопасить своё тело от негативного влияния окружающей среды (погодных условий, насекомых, токсических веществ и другое); одежда выполняет эстетические функции — создаёт образ (имидж) человека, что позволяет судить о его социальной роли».
Но зададимся вопросом серьёзно – зачем всё-таки людям одежда? Неужто только для тепла или холода? А что бы было, если бы мы жили в тропиках или на северном полюсе?
А может быть для того, чтобы хорошо выглядеть?
Если мы одеваемся только лишь по этим причинам, стоит ли одеваться? Почему бы нам не раздеться где бы или когда бы то ни было?
Невольно начинает глодать мыслишка, что одежду мы носим не по физическим, а – по моральным причинам.
Но, если по моральным, то должны быть некие стандарты, диктующие моральные причины? Откуда эти стандарты берутся?
Первая глава Библии, Бытие, говорит нам, что до своего грехопадения Адам и Ева были нагие и не обращали на это внимания. Но приход греха в мир переменил их мировоззрение, в том числе их восприятие наготы. Адам и Ева вдруг осознали свою наготу и попытались скрыть её. Тогда Творец пришёл к ним на помощь и снабдил их одеждой из шкуры убитого Им животного (что стало первым жертвоприношением с пролитием крови). Этой жертвой Бог указывал Адаму и Еве, что грех может быть отпущен Тем, Который станет окончательной жертвой за всех.
После этого израильтяне приносили много жертв, потому что сказано «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», Евр. 10: 4. Люди не имеют никакого отношения к животным, будучи сотворены по образу и подобию Бога со свободным разумом. Поэтому приношение в жертву животных не искупает греха; оно только может указывать на то, что придёт день, когда будет принесена жертва за всех «По сей-то воле освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа», Евр. 10: 10.
Одежда, таким образом, напоминает нам о грехе и о том, что первая жертва только прикрыла грех, но не убрала его. Единственно, Кто может отпустить грех – наш воскресший Спаситель, Господь Иисус Христос.
Митрополит же Иларион, представитель лже-церкви МП, успокоил студентов, что целомудрие в одежде уже окончательно устарело, непонятно молодёжи и теперь не вписывается в новый миссионерский курс, включающий, среди прочего, и экуменизм. Насчёт этого последнего почтенный архиерей разъяснил: «нет никаких оснований опасаться, что участие Русской Православной Церкви в контактах с инославными создает угрозу для "размывания православной идентичности"… Учитывая этот аспект, – продолжил он, – экуменические контакты рассматриваются в РПЦ и с миссионерской точки зрения».
На счастье доброго митрополита среди студентов не нашлось никого кто поинтересовался бы – сколько инославных за 50 лет участия МП в экуменическом движении удалось «замиссионерить» и обратить к вере православной? Есть ли отчёты, статистика? У редакции узла «Мысли о России» тоже такой статистики нет, но есть довольно-таки обоснованное подозрение, что эта цифра близка к нулю.
Возвращаясь к вопросу об одежде, неплохо вспомнить и то, что мужчины, в целом, весьма легко возбуждаются, видя привлекательную женщину. Неспроста печатные и ТВ рекламы забиты хорошенькими полуголыми женщинами в соблазнительных позах. Родителям следует объяснять своим дочерям с какой лёгкостью возбуждаются мужчины при виде женского тела. И, соответственно, ОДЕВАТЬСЯ поскромнее.
Вспомним, что Иисус Христос говорил, что мужчина, испытывающий желание близости к женщине в своём сердце, грешит: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», Матф. 5: 28. Грех искажает наготу. Даже идеальные отношения между Адамом и Евой, существовавшие между ними до их грехопадения, выродились. После грехопадения они спрятались от Бога и устыдились своей наготы.
А ведь множество «христианок» специально одеваются так, чтобы подчёркивать свою «сексуальность», чтобы возбуждать и привлекать внимание мужчин. И многие из этих мужчин невольно обращают на женщин внимание.
Но что получается? Они грешат в своих сердцах – и будут отвечать за этот грех, как и вызвавшие этот грех женщины.
«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле», 1 Иоан. 5, 19. Поэтому всё в этом мире – включая одежду – давно утеряло свой первоначальный смысл и люди, в целом, слепо следуют законам человеческим, в том числе тому, что модно. Но мы должны стараться помнить, что первопричина ношения одежды – моральная, из-за того, во что грехопадение превратило наготу. Следует учитывать, что мужчина был создан легко возбуждаемым одной женщиной – его женой. Это было и есть необходимость для продолжения рода в браке.
Грех искажает это понятие. И смотреть с вожделением на любую женщину кроме своей жены – грех, за который должны отвечать совершающие его и мужчина и женщина.
Поэтому мы должны не слепо следовать моде, но с чётким сознанием того, что причина почему мы одеваемся – моральная и что эта мораль основывается на правилах, изложенных в С. Писании.
П. Будзилович
Июль 2016 г.
Г. Наяк, штат Нью-Йорк, США.
В начало
