Урок 78. ПЕРЕСТРОЙКА И ГЛАСНОСТЬ.

1. Много шума из ничего

Вторая половина 1980-х годов, по-видимому, войдёт в историю как повторение керенщины. В своих попытках подправить коммунизм и, в то же время, удержать народ в рабстве, Горбачёв, наподобие Керенскому, без конца выступал с многообещающими речами по всей стране и всему миру, допустил в Советском Союзе некоторое послабление в прессе и людей не всегда арестовывали за их высказывания против режима. Рабочим даже было позволено устраивать забастовки, за которые беспощадно сажали в лагеря и расстреливали всего лишь несколько лет назад.

Официальное значение "перестройки и гласности" – повышение эффективности экономики и уменьшение цензуры. Экономику Горбачёв надеялся "подлечить" при помощи западных кредитов и технологии, никак не отказываясь от коммунистической рабовладельческой системы. Убеждённый ленинец, Горбачёв говорил: "Когда мне нужно решить какой-то вопрос, я спрашиваю себя – как бы в этом случае поступил Ленин?" Это, понятно, было чистой демагогией, так как трудно себе представить, что Горбачёв не знал, что Ленин предпочитал разрешать все вопросы при помощи револьвера. Но это говорило о намерении Горбачёва сохранить коммунистическую систему.

2. Развал государства

Годы правления Горбачёва, как и Временного правительства в 1917 г., привели страну к хаотическому состоянию, к фактическому развалу (что наводит на мысль о том, что в этом и был их смысл). Как только исчез страх расстрела или, в лучшем случае, долгого лагерного заключения, страна перестала работать. Честный труд в СССР никогда не давал народу средств для существования, единственным путём для достижения "хорошей жизни" было воровство или служба в государственном аппарате принуждения, прямого или косвенного (что увеличивало возможности для воровства). Как известно, воровство у государства в СССР давно перестало считаться предосудительным поступком, а лишь вполне приемлемым способом выживания.

Вся страна начала заниматься бесцельными разговорами о свободах, демократизации. Происходили всевозможные выборы, многочисленные районы страны, вплоть до отдельных городов, стали предъявлять претензии на самоопределение, центральная власть оказалась парализованной. Даже в коммунистической партии начались разногласия, ряд коммунистов, предчувствуя возможные перемены, выходили из коммунистической партии (среди них оказался и Б. Н. Ельцин, обласканный Горбачёвым и призванный тем служить в Москве). И без того низкий жизненный уровень катастрофически упал, люди, не имеющие своих огородов или доступа к источникам продовольствия, стали жить впроголодь. Увеличилась смертность и понизилась и без того низкая рождаемость, особенно среди русского населения.

3. Отделённая церковь

Казалось, что с наступлением гласности православная церковь, или, как она   именовалась, "Московская патриархия" (МП) сможет активно заняться своим возрождением. Но этого не произошло – как говорилось раньше, высшие иерархи (да и многие рядовые священники) давно уже назначались органами КГБ и ЦК КПСС и были верными слугами партии. МП давно уже перестала играть роль духовного воспитателя народа, а исполняла чисто обрядную роль. В то время, как многолетнее духовное опустошение, произведенное советской властью (а до неё – европеизированной интеллигенцией), требовало настойчивой миссионерской деятельности, МП ограничилась открытием какого-то числа храмов, некоторым распространением духовной литературы (зачастую получая её бесплатно на западе и продавая своей "пастве") и кое-какими заявлениями в прессе.

МП также никак не реагировала на поток миссионеров любых направлений, от Муна до кришнаитов до протестантов всевозможных деноминаций, хлынувший в Россию с запада. Единственная "религия", против которой МП чрезвычайно активно борется – Русская Православная Церковь Заграницей, РПЦЗ. Основанная с благословения патриарха Тихона иерархами русской церкви, эмигрировавшими на запад после 1917 г., эта церковь без искажений сохранила православие в том виде, в каком оно существовало в России. Но так как РПЦЗ не признаёт никаких компромиссов, на которые пошла МП в течение своего существования в СССР, то она и считается этой последней опаснейшим врагом. Приходы МП, переходящие в РПЦЗ, подвергаются преследованиям, как со стороны МП, так и со стороны гражданских властей, сотрудничающих с МП в этой области. Но МП остаётся на своих позициях, оправдывая своё сотрудничество с антихристианской коммунистической властью тем, что этим она "спасла церковь". Этот аргумент часто используется людьми, не сознающими, что Церковь Христова – не политическая партия или организация и поэтому не нуждается в человеческом "спасении", так как она является Телом Христовым, состоящим из всех праведников и святых, живших в ней во все дни и "врата ада не одолеют её", Матф. 16-18.

4. "Революция" 1991 года

Хаотическое и безнадёжно-бесперспективное состояние страны привело к так называемой "революции" 1991 г. В августе этого года несколько высокопоставленных представителей советской номенклатуры, состоящих в горбачёвском правительстве, попытались взять власть в свои руки. За год до этого демонстративно вышедший из коммунистической партии Ельцин выступил против них и в течение нескольких дней оказался победителем. Горбачёв, взятый мятежниками под домашний арест в Крыму, был возвращён в Москву, но с этих пор был убран на задний план.

Из-за близости этих событий во времени сейчас невозможно сказать, какие силы способствовали выдвижению Ельцина. Судя по реакции американских средств массовой информации, СМИ, (находящихся полностью в руках еврейского капитала), он пользуется поддержкой мирового еврейства.

Вопросы. Перестройка и гласность.

  1. Что происходило во второй половине 1980х годов?
  2. В чём была истинная суть "перестройки и гласности"?
  3. Почему страна фактически развалилась?
  4. Почему РПЦ не воспользовалась гласностью?
  5. Кого РПЦ считает своим главным врагом? Почему?
  6. Нуждается ли церковь в "спасении"? Почему?
  7. Что произошло во время"революции"1991 г.?
  8. Кто, по-видимому, стоит за Ельциным? Почему?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100