Урок 60. УСИЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ.

1. Последствия реформ

Как уже говорилось выше, одним из важнейших последствий реформ было дальнейшее обнищание дворянства. С усилением крепостного права при Екатерине II и отменой требований к дворянству обязательно служить государству, к середине XIX столетия оно превратилось в класс паразитический. Многие дворяне избирали лёгкий путь и, прекрасно обеспеченные трудом крепостных крестьян, проводили жизнь в удовольствиях и безделье.

Освобождение крестьян лишило эту часть дворянства средств к существованию. Денег, полученных от государства за землю, переданную крестьянам, хватило не надолго. В большинстве своём дворянство, давно бросившее заниматься хозяйством, не смогло перейти от старых форм хозяйства при бесплатном труде крепостных к новым, с трудом наёмным и поэтому разорилось и потеряло большую часть своих земель, скупленных крестьянами и купцами. К 1916 г., накануне революции, в руках крестьян и казаков в 50 губерниях (кроме Кавказа и Царства Польского) было около 172 миллионов десятин собственной земли. Гражданам всех других сословий принадлежало лишь около 85 миллионов десятин, из которых 18 миллионов принадлежали мелким собственникам, обрабатывавшим землю личным трудом. Большая часть остальных 67 миллионов десятин были или под лесом, или в аренде у крестьян (см. Приложение № 1).

2. Неудачники и революция

Но разорившееся дворянство оставалось наиболее образованным классом в стране. Не будучи способны к созидательному труду, многие из них стали искать применение своему образованию в революции. Уже в конце 60-х и начале 70-х годов по всей России начинают организовываться революционные кружки, ставившие своей целью распространение безбожных социалистических идей и подготовку революции. Ослабление цензуры, происшедшее в результате реформ, облегчало их "работу".

В начале 70-х годов интеллигенты-неудачники создали партию, называвшуюся сначала "Земля и воля", а позже – "Народная воля". Её представители, якобы для блага народа, начали свои "хождения в народ" – попытки вести революционную пропаганду среди народа, переодевшись в крестьянскую одежду. Но люди быстро распознавали их истинное лицо и попытки "народников" сблизиться с народом встречались крестьянами откровенными насмешками и враждебностью. Чего стоило, например, пахание земли Л. Н. Толстым в сопровождении слуги, несшего над "землепашцем-барином"... зонтик, чтобы барина не обожгло солнце(!). Над слугой, понятно, зонтика не было.

3. Переход к террору

Уяснив, что народ не принимает бар, играющих в народ, и не хочет иметь с ними ничего общего, народники стали искать других путей захвата власти и свержения монархии. Сторонники террора организовали партию "Народная воля", ставившую своей целью убийство императора Александра II. В феврале 1880 г. произошло первое покушение на Царя-Освободителя, но царь уцелел. Но царское правительство даже и после не начало серьёзно преследовать "народовольцев" и 1 марта 1881 г. Александр II был убит бомбой, брошенной в его карету евреем Греневицким (РХХВ, стр. 13). Так как группой, организовавшей убийство, руководили также евреи (Либерман, Гольденберг, Цукерман и др., ТСМ, стр. 235), то это убийство стало сигналом для еврейских погромов, впервые происшедших во многих городах черты оседлости.

4. Скольжение в пропасть

К этому времени уже появились свои, русские "социалистические пророки". Кроме уже упоминаемых Бакунина и Герцена, подвизаются Г. В. Плеханов (1856-1918), Н. Г. Чернышевский (1828-89), Н. А. Добролюбов (1836-61) и др.

Книги Карла Маркса появляются в русском переводе. В 1864 г. К. Маркс основал "Международное товарищество рабочих", или "I интернационал" (в котором, кстати, не было ни одного рабочего!).

60a.gif (12297 bytes)
Г. В. Плеханов

В 1870 г. группа русских революционеров организовала русскую секцию I интернационала и просила К. Маркса быть представителем России(!?) в Генеральном совете интернационала (Маркс, понятно, согласился).

В 1883 г. за границей, в Женеве, была основана первая марксистская организация под руководством Плеханова, типичного представителя русской безбожной интеллигенции того времени. Живя за границей (на деньги, присылаемые ему из России), он писал книги и брошюры, редактировал газеты, которые пересылались в Россию для распространения среди студентов, марксистской профессуры и других (из-за самоуправления, дарованного университетам, правительство не могло с этим бороться). В глухой деревушке в Грузии рождается Сталин и уже недалёк момент появления на революционной сцене и "вождя мирового пролетариата" – В. И. Ленина.

В это же время в революционной деятельности всё больше начинают принимать прямое участие евреи. Благодаря либеральным русским законам, количество евреев, учащихся в высших учебных заведениях, далеко превышает их процентное содержание в населении. Поэтому в 1886-87 гг. министру народного просвещения приходится вводить процентные нормы для нормализации приёма евреев в средние и высшие учебные заведения.

Таким образом, к концу XIX столетия ряды интеллигенции пополняются большим количеством евреев. Некоторые "интеллигентские" профессии оказываются почти полностью в руках евреев – репортёры, адвокаты, врачи и фармацевты и, наконец, политические деятели. Количество евреев среди этих последних становилось таким, что в начале XX столетия руководство всех, кроме правых, партий (так называемые "центральные комитеты", или "ЦК"), состояло почти исключительно из евреев.

Россия, толкаемая в пропасть безбожной, денационализированной интеллигенцией, а теперь – и её антихристиански настроенной еврейской частью, – неудержимо катится вниз.

Вопросы. Усиление революционных настроений.

  1. Что происходило с большой частью дворянства?
  2. Какая часть земли оказалась у крестьян?
  3. Чем начала усиленно заниматься интеллигенция?
  4. Какие организации начинает создавать интеллигенция?
  5. Почему народ не шёл за играющими в народ барами?
  6. Почему революционеры перешли к террору?
  7. Опиши появление различных революционеров.
  8. Почему в России в учебных заведениях необходимо было ввести процентные нормы для приёма евреев?
  9. Какую роль начали играть евреи в русском обществе?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100