Урок 47. "ВЕЛИКАЯ" ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1. Успехи атеизма

Во время царствования Екатерины II западный мир потрясли два значительные события: так называемая "великая" французская революция и американская "война за освобождение". Из этих двух событий французская революция имела особенно важное влияние, как на будущее Европы, так и на будущее России.

Французская революция явилась образцом всех других революций, свергших христианские монархии в XIX и XX веках. Начало её лежит в гуманистическом отходе Запада от христианства. Так, в течение всего XVIII века подавляющее большинство писателей и философов дружно, в один голос, выступают против католической церкви и монархий. Такие "знаменитые" писатели, как Вольтер, Монтескье, Руссо и др. лили грязь и насмешки на церковь, в то же время требуя "свободы, равенства и братства" (официальный масонский лозунг, ставший лозунгом французской революции).

Ф.Вольтер (слева) и Ж. Руссо.

Французская интеллигенция, привлечённая "смелостью и прогрессивностью" мыслей этих и других писателей, всё больше увлекалась идеями "конституционной" монархии – монархии, в которой монарх фактически лишался всей своей власти (вроде английской). Русская интеллигенция, находившаяся под большим французским влиянием, тоже с восторгом зачитывалась произведениями французских "прогрессивистов". Екатерина II (которую некоторые историки называли "императрицей-философом") даже переписывалась с "самим" Вольтером и очень гордилась этим! Следствия увлечения этими идеями сказались в России очень скоро: уже в начале XIX века происходит попытка первой безбожной революции ("декабристы") .

2. Накануне революции

Разрушив уважение к церкви и веру в христианские моральные ценности, французская интеллигенция всё более настойчиво начинает требовать права участия в управлении страной (сравни с процессами, происходившими в России в начале XX века). Следует отметить, что высшее духовенство французской католической церкви – также состоящей из представителей интеллигентного класса и подверженное влиянию безбожных писателей – в значительной мере помогло революции: получая значительные доходы, оно всё больше отходило от заветов Христа о воздержании и служении духу (уничтожение монастырей в России было сделано для того, чтобы подорвать духовную базу православия). В то же время низшее духовенство буквально нищенствовало (опять сравни с положением русского приходского священства). Подавляющее же большинство французского дворянства с нетерпением и восторгом ждало наступления "свободы, равенства и братства" (как и русская интеллигенция XX века).

3. Попытки спастись

В такой атмосфере царствующий Людовик XVI в 1789 г. созвал "генеральные штаты", как во Франции называлось собрание представителей разных сословий (сравни с созывом Думы в России в XX веке). В отличие от Земских соборов, созванные королём после 175-летнего перерыва Генеральные штаты включали только духовенство (300 депутатов), дворян (300) и "третье сословие" (600), а не народ, как в Земском соборе.

Третье сословие, заседавшее отдельно, являлось прослойкой между духовенством и дворянством и рабочими и крестьянами. Другими словами, народ в Штатах представлен не был. Из 600 депутатов третьего сословия более 200 были адвокаты(!).

Несмотря на то, что масоны руководили (закулисно) всеми этими событиями, их действия (как и сегодня), окружённые глубокой таинственностью, были совершенно неизвестны. Так, в своём письме от 27 февраля 1771 г. (т.е., только за 20 лет до своей казни), королева Франции Мария Антуанетта пишет своей сестре Марии Христине: "Мне кажется, что вы придаёте слишком много значения масонству во Франции; оно далеко не играло у нас той роли, как в других странах, благодаря тому, что здесь все к нему принадлежат и таким образом нам известно всё, что там происходит". Через 19 лет, прозревшая королева напишет 17 августа 1790 г. своему брату Леопольду II: "Прощайте, дорогой брат, верьте нежности вашей несчастной сестры. Главное, остерегайтесь всякого масонского сообщества".

Сразу же после созыва третье сословие потребовало совместных заседаний. Духовенство и дворяне отказались. Третье сословие тогда объявило себя "Национальным собранием", заявляя, что оно представляет 96% Франции и поклялось заседать отдельно (сравни с заседаниями "рабочих" партий в России XX века, где не участвовал ни один рабочий). Попытки правительства навести порядок привели к бунту в Париже. 14 июля толпы начали грабить магазины и "взяли" почти не охранявшуюся Бастилию (тюрьму). Этот акт в мировой литературе представляется, как символ героического освобождения от гнёта. Мало где упоминается, что всех освобождённых из Бастилии "узников" оказалось семеро – 4 уголовника, 2 сумасшедших и один, заключённый по просьбе своих родственников (TRF, с. 98)! Следует добавить, что недовольство народа в большой мере было вызвано искусственно созданным (сравни с "великим" февралём) недостатком продовольствия. Когда правительство вызвало войска, буржуазия вооружилась и Людовик XVI... уступил: приехал в Париж в шляпе с трёхцветной революционной кокардой.

47c.gif (10022 bytes)
Людових XVI и
Мария-Антуанетта
47d.gif (10958 bytes)

Бастилия была разрушена, национальное собрание торжествовало, в европейских странах революционная интеллигенция праздновала победу. По всей Франции прокатилась волна бунтов. В отличие от Пугачёвского восстания, проходившего под знаменем восстановления справедливой монархической власти, эти бунты были направлены против монархии и церкви. 4 августа произошло знаменитое заседание Генеральных штатов, на котором депутаты от высших сословий начали отказываться от всех привилегий, отменять права на имущество, права церкви на доходы, феодальные права дворянства и пр. Наступало желанное интеллигенцией царство "свободы, равенства и братства".

4. Революционный террор

После двух лет беспорядков и безвластия, Людовик XVI со своей семьёй попытался бежать в Австрию, но был задержан и взят под стражу. В этом же 1791 г. начался (так знакомый русским) "революционный террор": Дантон выхлопотал право арестовывать "врагов революции": "священников, дворян и вообще всех подозрительных!" Когда тюрьмы переполнялись, арестованных просто убивали. Безбожная революция показала своё лицо. По всей стране революционеры уничтожали всех, кто мог им быть опасен, во многих случаях с необычайными жестокостями. Короля и королеву убили в 1793 г.

Весной 1794 г. революционер Робеспьер, уничтожив всех своих соперников (включая Дантона), установил во Франции "почитание верховного существа" (это – опять в соответствии с положениями масонства). "Теоретическая база" для этого шага в своё время была заложена Руссо в его предложении "гражданской религии".

Революция и террор продолжались, революционные "вожди" по очереди приходили к власти путём уничтожения своего предшественника (вместе с сотнями тысяч "врагов революции").

47e.gif (7914 bytes)
Дантон (слева)47f.gif (11223 bytes)
Робеспьер

Эта кровавая чехарда продолжалась до тех пор, пока 18 "брюмера" 1799 г. ("брюмер" – ноябрь по революционной терминологии) власть не захватил талантливый французский полководец Бонапарт (будущий Наполеон), сначала как один из трёх "консулов", а потом – как "первый консул" (сперва на 10 лет, а потом – пожизненно).

Применяя решительные меры, Наполеон навёл в стране порядок, дал Франции новое устройство (применяемое до наших дней), прекратил преследования эмигрантов и духовенства. В 1804 г. сенат сделал его императором. Он вывел Францию из хаоса революции, но вверг её в огонь гибельных для Франции войн.

Вопросы. "Великая" французская революция.
  1. Чем явилась "великая" французская революция?
  2. Что (кто) подготовило революцию? С чьим лозунгом?
  3. Как русская интеллигенция относилась к революции?
  4. Чего начинает добиваться французская интеллигенция?
  5. Как французское духовенство способствовало революции?
  6. Что такое "третье сословие"? Были ли там крестьяне?
  7. Опиши "штурм" Бастилии. Кого из неё "освободили"?
  8. В чём отличие Пугачёвского бунта от французского?
  9. Что такое "революционный террор"? Его вожди?
  10. Как закончился революционный период? Чем?
  11. Укажи сходство с русской революцией 1917 г.? В чём?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100