Урок 15. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ.

1. Св. Сергий Радонежский

Самым большим подвижником XIV века считается Св. Сергий Радонежский, чудотворец. Он был сыном обедневшего боярина из города Радонежа, недалеко от Ростова (суздальского). С раннего детства Св. Сергий любил пост и молитву. После смерти своих родителей он ушёл в пустыню – дикий лес в 60 километрах северо-восточнее Москвы и поселился здесь на холме Маховец. С трёх сторон холм был окружён оврагом, по которому текла небольшая речка Конисура. Тут он построил себе келью и прожил два года в полном одиночестве. После этого к нему начали приходить другие люди и строить себе кельи. Через некоторое время отшельников стало 12 человек и они построили церковь.

15a.gif (12214 bytes)

Только после 12-ти лет жизни полной труда, молитвы и лишений, Св. Сергий отправился в Москву. Здесь он принял священнический сан и был поставлен игуменом созданной им обители во имя Св. Троицы. Монастырь этот, в будущем знаменитая Троицко-Сергиевская Лавра, скоро приобрёл большую известность. Русские люди всех сословий – от князей до самых бедных – приходили к Троице за причащением Св. Таин, за молитвой и советом Св. Сергия. Троицко-Сергиева Лавра сыграла большую роль в истории России. Вместе с митрополитом Алексием Св. Сергий помогал народу в трудные времена и поддерживал московских князей своим духовным авторитетом.

2. Возвышение Москвы

Москва стала столицей русского православного государства с необычайной быстротой. Впервые она упоминается, как ничтожное укрепление, в 1147 г. при Юрии Долгоруком. В Москве даже долгое время не было своего князя.

Одним из первых московских князей был Даниил, сын Св. Александра Невского. Даниил утроил земли своего крошечного надела мирными путями. Сын Даниила, Юрий, ушестерил свой удел захватами, а Иван Калита вошёл в русскую историю как собиратель Земли Русской и основоположник русского православного государства.15c.gif (7307 bytes)

Иван Данилович Калита (слово калита – означает "денежный мешок") стал московским князем после того, как его брат, Юрий, был убит в Орде. Стал он великим князем Владимирским и Всея Руси в 1328 г. Как и его отец Даниил, он строгий блюститель православия и прекрасный хозяин, умеющий создать мир и покой в своём уделе. Он также поддерживает мир и даже дружбу с ханом. Вскоре после своего утверждения великим князем, Калита получает от хана право собирать дань для татар в своём уделе. С целью пополнить московскую казну, Калита собирает больше, чем требуют татары и излишки оставляет Москве. Но люди всё-таки довольны, так как они не терпят насилий и грабежа, сопровождающих сбор дани баскаками.

Иван Калита наводит порядок в своём княжестве и летопись хвалит тишину великую – ни татар, ни разбойников нет в Московском княжестве. Управляя своим уделом по правилам русской православной монархии – строго, но на основах православной морали – Калита начинает создавать условия и для экономического развития. Мирная жизнь привлекает русских людей из других княжеств – духовенство, крестьян, ремесленников, торговцев, бояр. Даже некоторые знатные татары приходят на службу к Калите. В княжение Ивана Калиты Москва стала и центром русского православия, в ней был построен Успенский собор. Хотя он был небольшой и деревянный, но всё-таки Москва начинает ещё больше походить на столицу.

3. Москва центр Руси

(Посмотреть карту)

К концу княжения Ивана Калиты Московское княжество занимает уже значительную территорию. Но ещё более важно то, что Москва, неуклонно следуя правилам православной церкви, становится самым сильным и благоустроенным из русских княжеств. После поселения в Москве митрополита, Москва также официально становится церковным центром, а так как московские князья сумели навсегда удержать великокняжение, то она также является и центром политической власти.

Причины возвышения Москвы объясняются по разному. Историки-материалисты, учитывающие исключительно экономические факторы, пытаются доказать, что Москва усилилась из-за своего, будто бы, выгодного географического положения. Но это не так, так как Москва находится в стороне от торговых путей и земля её бедна.

На самом деле главными причинами возвышения Москвы следует считать патриотизм русских князей, их верность православию, их уменье привлечь русских людей к общему делу – укреплению Руси для борьбы с татарами. Только из-за настойчивости русских патриотов – князей и митрополитов – им, в конце концов, удаётся объединить Русь и победить татар. 10 поколений русских московских князей – а потом царей – неуклонно проводили в жизнь свою мечту: освобождение от татарского ига единой Руси. Во время княжения слабых (или малолетних) князей, княжескую власть осуществляли православные митрополиты с помощью бояр, верно служившим князьям. В остальное же время митрополиты ревностно хранили православную веру и оберегали князей от множества соблазнов.

Вопросы. Возвышение Москвы.

  1. Расскажи о самом большом подвижнике XIV века. Почему рассказ о возвышении Москвы начинается рассказом о Св. Сергии Радонежском?
  2. Как росло Московское княжество?
  3. Расскажи об Иване Калите.
  4. Почему люди шли в Московское княжество?
  5. В чём главная причина возвышения Москвы?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100